Вас укладывали в бешик? Колыбель – чтимая традиция или...
Навруз – праздник обновления и доброты. Праздник когда оглядываясь в прошлое, мы начинаем дорожить нашими национальными ценностями. На праздничных подмостках и выставках к Наврузу можно увидеть бешик — неотъемлемую часть нашей культуры.
Вы когда-нибудь задумывались, когда появился бешик? Что мы знаем о его истории? Быть может сегодня бешик, появившийся у народов Центральной Азии еще до ислама, находится на грани исчезновения?!
Стеклянные сумаки (трубочки) для младенцев
Говорят, если хотите увидеть истинную красоту узбекской женщины, присмотритесь, как она укладывает младенца в бешик. Бешик – национальная ценность не только узбеков, но и народов Центральной Азии и Афганистана (когда-то его использовали и турки).
В письменных источниках слово «бешик» впервые появляется в произведении «Диван лугат ат-турк» Махмуда Кашгари (11 век).
В самаркандских музеях хранятся стеклянные сумаки (трубочки для отвода мочи) IX-X веков.
Археологи утверждают, что и первые бешики, и сумаки были деревянными. Именно по этой причине до нас не дошли первые образцы – древесина недолговечна.
Что касается стеклянных сумаков, то в средние века предметы из стекла считались дорогими. Поэтому только обеспеченные люди, для того чтобы, показать свою роскошь или внимание своему ребенку, могли позволить себе стеклянные сумаки.
Директор Самаркандского государственного музея-заповедника, ученный антрополог Самариддин Мустафакулов, основываясь на изучении окаменелостей, утверждает, что бешик появился в VI-VII веках.
— Именно в это время у народов, живущих между двумя реками, точнее у узбеков и таджиков, начинается уплощение области головы, говоря научным языком, плагиоцефалия. Другими словами, бешик стал причиной деформации черепа, — говорит ученый.
Самариддин Мустафакулов отмечает, что качающаяся детская колыбель предназначенная для сухого сна малыша, была только у народов Центральной Азии: «Бешик интересует многих наших зарубежных гостей. Ученый из Самарского института культуры в России обратил внимание на происхождение слова сумак.
Вот уже 15 веков в нашей стране не утихает стук бешика. Сколько изменений произошло за это время?! В строительстве домов, одежде, еде... Наука и технологии развиваются стремительными темпами. Только бешик не изменился. Ни войны, ни катастрофы, ни запреты за прошедшие века, не смогли убрать бешик из жизни народов Центральной Азии. Может сейчас в некоторых домах детей больше не укладывают в бешике, в любом случае ее широкое использование — утешение для ценителей истиных традиций.
По словам Самариддина ака, бешик историками научно не изучался. «Тема больше касается этнографии, — говорит ученый.
Этнография: Как проходит церемония укладывания ребенка в бешик в первый раз
Младенца в первый раз гораздо удобнее укладывать в ранее пользованный бешик. Достаточно, если в церемонии примут участие 2-3 женщины. Потому, что ребенку еще нет сорока дней (чилла). Предпочтительнее укладывать в бешик, когда ребенку не больше недели. «Легко адаптируется», — говорят бабушки.
Сначала ребенка купают. Обязательно в новой ванночке. На лбу делают пометку черным мелом. Приоткрывают покрывало, вокруг бешика проводят огнем. Под подушку кладут расческу, зеркало, камень и хлебушек. Первый раз уложить новорожденного доверяют многодетной пожилой женщине из благополучной семьи. Когда женщина укладывает ребенка в колыбель, она говорит: «Уходи бабай, хозяин пришел». Затем она намеренно кладёт его пару раз не с той стороны, спрашивая: «Так правильно?». На что гости дружно отвечают: «Нет! Нет!». Наконец его укладывает как правильно. Рядом с колыбелью бьют грецкие орехи. «Не бойся, когда загремит гром! Не бойся, если брат с сестрой будут шуметь! Не бойся, если родители ссорятся!»
Над бешиком сыплют конфеты, и дети их подбирают. Затем матери дают целый хлеб. Когда мать откусывает кусочек, самый шустрый из детей вырывает у нее этот хлеб и выбегает на улицу. Другие дети выбегают за ним. В этот день в доме готовят баурсаки и раздают соседям.
Расход не большой. (Празднество, связанное с первым укладыванием младенца в колыбель называют «Бешик туйи» («колыбельная свадьба»), однако излишние затраты, обмен подарками между сватами искажают смысл традиции.
В конце обряда пожилая женщина, руководящая мероприятием, дает свое благословление младенцу, его родителям, собравшимся и конечно мастеру-бешиксозу.
Семейное ремесло приносит хороший заработок
Бешик качает женщина, а создает мужчина. Где бы вы ни находились в Узбекистане, найти мастера бешиков не составит труда.
В махалле Хаймар города Самарканда, проходя мимо дома Кахрамона Хамидова, можно услышать звуки станка, а иногда постукивание топорика. Через приоткрытые ворота видны стволы ивы, выставленные для сушки.
— Найти стволы ивы становится проблемой, — говорит мастер.
Кахрамон расказывает, что и его отец, и дед были мастерами-бешиксозами. Маленькому Кахрамону дедушка рассказывал, как ему ремесло передалось от отца и деда бешиксозов. Кахрамон точно не знает в каком поколении, «Все наши предки были бешиксозами», — говорит он. Сейчас его 16-летний сын Абдурахим также постигает секреты ремесла после школы.
«Бешик – не излишний ли расход для молодой семьи?», — поинтересовалась я у мастера.
— В Самарканде покупают неокрашенные и нелакированные бешики. Поэтому при установлении цены учитывается только качество древесного материала и работы мастера. Сейчас у нас бешики расцениваются от 300 до 700 тысяч сумов. Это цена одного бешика. В одном бешике могут вырасти несколько детей.
30-40 лет назад бешики на рынок выводили без накидки. Сегодня на лавках, где продают бешик, можно найти накидки и матрасы, по желанию можете приобрести комплект или только сам бешик. Ферузахон, жена мастера Кахрамона, тоже шьет накидки и матрасы для бешика. Если загляните в их магазинчик в районе Сиабского базара, то увидите Ферузахон занятую шитьем.
— «К счастью, после того, как мы начали шить и продавать накидку, ковуз (матрас), подушки и одеяло для бешика, наш доход постепенно увеличился, мы построили дом и купили машину», — говорит Феруза.
Бешик на грани исчезновения?
В одно время было много пропаганды против бешика. В советское время в прессе привязывание конечностей ребенка в бешике приравнивалось к рабству. Медики установили, что бешик является причиной ряда заболеваний, в том числе рахита (Впрочем, во второй половине прошлого века, в Африке, не знавшей бешик, был самый высокий показатель заболеваемости рахитом). Тем не менее бешик не исчез из жизни народов Центральной Азии.
Сегодня уже не новость, что женское общество Узбекистана разделилось по поводу использования бешика (ведь женщины решают, должен ли ребенок лежать в бешике или нет).
— «Раньше укладывали ребенка в бешик, чтобы он оставался сухим». А теперь есть подгузники. Когда у меня родились дети, я училась в институте. За моими детьми присматривала моя свекровь и укладывала их в бешике. Например, я не укладывала в бешик ни одного из своих четырех внуков. Я считаю, что ребенок должен спать свободно, - говорит врач Барно Ашурова.
Врач отмечает, что нельзя укладывать в бешик детей с рахитом, малым весом и повышенным внутричерепным давлением, проблемами с тазовыми костями и чьи матери рожали с анемией (дети таких матерей нуждаются в особом уходе).
Другая женщина из Самарканда Кубаро Хакбердиева, руководитель крупного швейного ателье, говорит: «Я не представляю свой дом без бешика», подчеркивает, что у люльки есть и другие особенности:
— У некоторых народов, чтобы ребенок хорошо спал, глаза накрывают косынкой. А темнота в бешике, как раз для хорошего сна. Пеленают руки и ноги. То же самое и в бешике. Ребенок не проснется, испугавшись касания руками своего лица.
Моя собеседница отмечает, что можно поддерживать температуру внутри кроватки прохладной летом и теплой зимой. «Плавное качание, ощущение материнской теплоты полезно для ребенка, все дело в соблюдении правил бешика, следует вовремя брать ребенка из бешика, не оставляя колыбель без присмотра», — говорит она. И добавляет: «Не дай Бог, если быть невнимательной, ребенок может упасть и с кровати».
По словам Кубаро опа, четверо ее детей и 14 внуков выросли и растут в бешике.
65-летняя Насиба ая из Ташкента рассказала, что несколько соседских детей вообще никогда не спали в бешике. «Сегодня молодые матери укладывают детей в автоматические колыбели, стоит нажать на пульт и люлька качает ребенка, а матери заняты своим делом. Дети растут, не чувствуя материнской теплоты», — говорит она. А годовалый внук Насиба айи, Абдулла, спит в своем бешике.
Ирода Акрамова, заместитель председателя махалли «Кошчинор» в Самарканде, хотела отправить бешик для двойняшек своей дочери, проживающей в Англии, но передумала. «Врачи даже не рекомендуют пеленать. Ребенок с раскрытыми руками будит себя, пугается. Законы этой страны другие. Я отказалась от идеи отправить бешик, чтобы ее не привлекли к ответственности», — сказала Ирода.
При этом в Америке ограничений по поводу бешика нет. Десятки бешиков везут из Узбекистана в США. Также был создан вариант бешика для самостоятельной сборки, специально для отправки в зарубежные страны. Говорят, что за океаном можно арендовать бешик за 2-3 доллара за час.
Укладывать в бешик или в кроватку решает каждый сам. В Турции тоже когда-то дети росли в бешике. Сейчас в этой стране не найдешь дом с бешиком.
Не произойдет ли то же самое с нами? Хотя бы сохранится ли подлинной история бешика? Если вбить в Google слово «бешик», вы не найдете ни одной научной работы, ни содержательных статей. Но ряде зарубежных городов, таких как Москва, и Питер, можно встретить множество реклам о продаже бешика...
Мустахкам Тангриёрова, журналист
Перевод: Дилноза Зокирова
Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
Вход
Заходите через социальные сети
FacebookTwitter