«Наказание не должно быть чрезмерным» – эксперт
Проявление гуманности при назначении наказания – один из признаков цивилизованного общества. Эту тему на расширенном заседании Конституционной комиссии поднял Президент нашей страны и выдвинул предложение по соразмерности наказания. В частности, при рассмотрении административных, гражданских, хозяйственных, уголовных и иных дел необходимо ввести норму о том, что применяемые к лицу меры правового воздействия должны быть достаточными для достижения законной цели.
Целью любого наказания должно быть моральное исправление преступника, не более. В древнеримском праве существует правило «не возлагай ни на кого обязательства, которое не может быть выполнено». Это вполне укладывается в главный приоритет конституционных реформ – человек, его права и интересы должны быть в центре внимания государства, общества.
Это конституционное положение является еще одним позитивным шагом в соответствии с духом судебной реформы в нашей стране. Любые меры по исправлению положения должны соответствовать проступку. Принцип соразмерности является одним из старейших и классических принципов права, заново открытым и приобревшим новую актуальность в современную эпоху. Этот конституционный принцип базируется на идеях умеренности, «золотой середины», равенства, справедливости, разумности. Особо подчеркну, что этот конституционный принцип обеспечивает справедливость социальных отношений, например, эквивалентное труду распределение материальных благ. Если человек больше трудится, затрачивает свои способности, то и получает большее вознаграждение. В социальном государстве этот конституционный принцип помогает утвердить в обществе социальную справедливость, поэтому предложение Президента весьма современно, уместно и вполне укладывается в один из главных принципов нынешней конституционной реформы – обеспечить социальную справедливость в обществе.
Утверждение принципа соразмерности в праве происходило в двух самостоятельных сферах его применения. Исторически первично этот принцип применялся в сфере назначения наказания за правонарушение, где принцип соразмерности выражал требование соответствия наказания совершенному деянию. Позднее принцип соразмерности стал использоваться для определения пределов осуществления государственной власти и, соответственно, допустимых ограничений прав человека в процессе реализации публично-властных полномочий.
Первыми способами реализации требования соразмерности наказания совершенному правонарушению были кровная месть и талион: око за око, зуб за зуб. Позднее вместо такой примитивной формы реализации права стало применяться правило возмещения причиненного ущерба. Именно в процессе перехода к материальному возмещению ущерба зарождались современные подходы к определению соразмерности наказания правонарушению. В настоящее время из принципа соразмерности следует обязанность законодателя предусматривать в нормативных правовых актах такие санкции, которые обеспечивают соразмерность наказания совершенному деянию, и обязанность судов осуществлять их надлежащее применение.
В случае закрепления данного принципа, будет импульс к развитию, совершенствованию действующего законодательства. Например, при решении гражданских, административных, уголовных дел всегда предпочтительней индивидуальный подход, при котором берется во внимание личность как правонарушителя, так и потерпевшего. Это даст возможность судам дифференцировать наказание в зависимости от состава правонарушения, либо назначать наказание ниже низшего предела. Например, если впервые совершено правонарушение, и нарушитель сам глубоко раскаивается, и ему очень стыдно перед обществом за свое поведение, суд может назначить наказание ниже низшего предела, которое указано в законе и освободить от наказания.
Вторая сфера применения принципа соразмерноети выражается в запрете на чрезмерное вмешательство государства в жизнь человека и общества. В качестве инструмента контроля за обоснованностью ограничений прав человека принцип соразмерности функционирует как тест на пропорциональность - формализованная процедура проверки оправданности.
Применение мер государственного принуждения, в том или ином виде известно большинству правопорядков мира. К примеру, досмотр пассажиров самолета в целях обеспечения безопасности полета. В период пандемии был принят во всех странах целый комплекс ограничительных мер, чтобы сократить число заражений. При этом следует ответить на следующие вопросы: преследовали ли органы власти, реализуя те или иные ограничительные меры, легитимную цель; были ли эти меры соответствующими данной цели; соблюден ли справедливый баланс между необходимостью достижения данной цели и теми обременениями, которые было вынуждено претерпеть частное лицо.
Таким образом, будет весьма эффективным, если мы примем это предложение. Меры правового воздействия должны быть достаточными для достижения законной цели, это даст толчок к дальнейшему развитию законодательства, будет способствовать дальнейшему закреплению гуманности в нашем обществе и расширит дифференцированный, индивидуализированный подход к каждой личности в суде.
Сурайё Махкамовна АДИЛХОДЖАЕВА,
доктор юридических наук,
заведующий кафедрой Университета мировой
экономики и дипломатии
Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
Вход
Заходите через социальные сети
FacebookTwitter