Правда и мифы о цыганах: тайный язык, похищение невест, барон и многое другое...
Трудно представить Самарканд без цыган на его старинных улочках, осененных величественными памятниками. В местах паломничества и на рынках, на каждом шагу можно встретить цыган и если внимательно присмотреться, среди них можно найти двойников известных индийских киноактеров.
Первая статья: Цыганские дети: кто виноват в их неграмотности? Родители, традиции или школа?
Немного истории
Ученый вышедший из цыган, кандидат исторических наук Хол Назаров, изучал источники о происхождении среднеазиатских цыган. В частности, академик Баранников приводил сведения, что исконной родиной цыган была Индия, и что этот народ был переселен из Индии в Иран. Основываясь на другие доказательства, такого же мнения придерживаются этнографы Снесаров и Троицкая.
Хол Назаров на протяжении многих лет изучал различные этнонимы, народные легенды, обычаи и культурные аспекты цыган, связывая происхождение среднеазиатских цыган с Индией. «Из-за неблагоприятных исторических условий, цыгане были вынуждены покинуть свою родину», — говорит ученый. Им нужно было переселиться в цивилизованную и богатую страну. Средняя Азия отвечала этому требованию. По мнению Назарова, эмиграция цыган из Индии в Среднюю Азию и другие страны началось в X веке нашей эры. В конце XIV века поход Тимура в Индию ускорил этот процесс.
Историк отмечает, что в газелях персидского поэта Хафиза Ширази, в произведении «Бабур-наме» Захириддина Мухаммада Бабура и в книге «Шаджараи Турк» хивинского хана Абулгази, встречаются сведения о цыганах. В летописи «Убайдуллономе» историка Мир Мухаммада Амина Бухари, написанном в XVIII веке, упоминается, что визирь седьмого хана Бухарского хана Убайдуллахана был цыганом.
Передайте привет Барону!
Когда я взялась писать статью про цыган, девушки в редакции перед моей поездкой шутя сказали: «Передайте привет барону». Рассказы про «барона» являются еще одним из мифов, касающихся цыган. Я из Самарканда, знаю цыган давно, знаю – никакого барона нет. Цыганские махалли практически не отличаются от других махаллей Узбекистане.
В Самарканде есть несколько махаллей, где компактно проживают цыгане. По словам председателя махалли «Фидокорлар» Аркадия Садиева, 80 процентов жителей его махалли составляют цыгане. В махалле проживают 1024 семьи в 469 домохозяйствах.
Махалля «Фидойилар» образовалась в результате слияния двух соседних махаллей. Многие годы Аркадий Садиев возглавлял махаллю «Кумлак», где проживают представители нескольких национальностей. После расширения его вновь избрали председателем махалли. Он свободно разговаривает на русском, узбекском и таджикском, языке на котором говорят цыгане.
Мы некоторое время понаблюдали, с какими обращениями жители приходят в махаллинский сход граждан.
Один из жителей Туракул Кучимов пришел по жилищному вопросу: «Вся семья осталась на улице, – говорит Туракул Кучимов, – У нас есть кадастр, прописка, домовая книга. На одной стороне дома овраг, который обрушился. На другой стороне протекает арык. Каждый раз, когда идет дождь, уровень воды в арыке поднимается и вода затапливает дом. Последние 3-4 года, когда идет дождь, я не могу заснуть, опасаясь, что из-за наводнения обрушиться дом».
Выяснилось, что после проливных дождей в начале марта, дом №52 на улице Гижвудон, где проживает Туракул Кучимов, был признан непригодным для проживания и опечатан: «Мы пару дней ютились у других. Но до каких пор? Мы были вынуждены снова разорвать запечатанную бумагу и вернутся в дом. Но нашим тревогам нет конца».
По словам Аркадия Садиева, для переезда семьи Кучимова выделено жилье. Но есть проблема с выселением людей, которые там живут. Председатель также рассказал, что в предыдущие годы из двухэтажного дома без ванной комнаты и санузла было переселено 69 цыганских семей в квартал «Карасу».
Наша беседа состоялась 12 апреля. Между тем, прошли сильные дожди. Пока статья готовилась к публикации, мы связались с председателем. Семью Кучимовых переселили в квартал «Карасу». Только пока они живут в палатке (!).
Еще одна жительница Гулзода Саидова привела в махаллинский сход граждан свою дочь и племянницу, которые не учились в школе. Она просит трудоустроить их.
В прошлый раз девушек обустроили в швейный цех. Но они там не преуспели (они сами признают влияние отсутствия школьного образования). Теперь они хотят работать уборщицами. Каждый день с момента появления таблички: «..помощник хокима города по вопросам развития предпринимательства, обеспечения занятости населения и сокращения бедности в махаллях» у двери кабинета не кончается поток людей, ищущих работу.
74-летний Сафар Мирзоев обратился за помощью не для себя, а для посадки саженцев деревьев на улице: «Я главный на улице. Сколько раз приходил, упрашивал. В конце концов ругался. Много раз обещали, что привезут саженцы деревьев и посадят. Улицу нужно привести в порядок. Свои дома жители сами обустраивают. Затем необходимо установить уличное освещение на столбах. Прошел месяц с тех пор, сотрудник хокимията сказал «сделаем», но не сделал».
Перед публикацией статьи мы поспрашивали: на улице, о которой говорил Сафар Мирзоев, до сих пор не посажены саженцы...
Как оказалось, в махалле много людей, которые обращаются за детскими пособиями и социальной помощью. Даже в тех случаях, когда свидетельство о рождении не было получено в срок (таких случаев предостаточно), они обращаются в махаллинский сход.
После выхода первой статьи об образе жизни самаркандских цыган, вторая статья не публиковалась. Перед выборами председателей сходов граждан, мы следовали принципу беспристрастности. По итогам выборов председателем махалли переизбран Аркадий Садиев. Из пяти кандидатов единственный представитель цыган Садри Набиев добровольно снял свою кандидатуру. «Мои дети хотят продолжить обучение за границей. 3-4 года я буду поддерживать их», — объяснил свой поступок Садри Набиев.
Цыганские профессии. Борьба за выживание
Попращайка, гадалка, фокусник … Это самые распространенные на слуху цыганские профессии. 20 лет назад во время беседы с автором диссертации Хол Назаровым, упомянутым в начале статьи, я спросила его «почему нельзя было выбрать другие профессии?»
«Маленькому народу без определенного ремесла, переселившегося в другую страну, такие профессии были удобными, чтобы компактно поселиться, зарабатывать на жизнь», — ответил он.
Даже в конце 1980-х годов в самаркандских махаллях ( в махаллях где не живут цыгане) цыганские женщины ходили по домам и просили милостыню. Мешки наполнялись иногда свежим, иногда черствым хлебом и просроченными сладостями. Сегодня вы вряд ли встретите цыганок, просящих милостыню, ходя по домам. Сегодня в Самарканде цыганки попрошайничают возле больниц, местах паломничества и на улицах. По словам Садри, около 60 процентов самаркандских цыган попрошайничают.
«Не нужно верить тому, что они зарабатывают попрошайничеством сто тысяч сумм в день», — говорит Садри. ― Попрошайничеством могут заработать 30―40 тысяч сумов, эти же деньги можно заработать на какой-нибудь постоянной работе. Если найдешь для них где-то работу, они не будут работать», — сказал Садри. Наблюдатели считают, что большинство цыган не хотят менять очень свободный распорядок дня, который на протяжении веков укоренился в их крови.
Я замечаю, что среди 6 сотрудников махаллинского схода граждан— одна цыганка. 29-летняя Шахноза Бахрамова работает уборщицей. После смерти мужа содержание троих несовершеннолетних детей легло на ёе плечи. «В моем доме протекает крыша», — говорит она. Спрашиваю её зарплату, она мямлит: «1 миллион 200 тысяч сумов». Выяснилось, что для снижения безработицы на один штат наняли двух уборщиц, соответственно зарплата делится на двоих. Шахноза зарабатывает 600 тысяч сумов в месяц. Интересно, что после того, как они проработают два месяца, на работу берутся еще две цыганки, и Шахноза останется без работы еще два месяца...
Некоторые цыганки с утра ходят по рынкам, магазинам, автобусам с маленькими дымящимися плошками исырыка, тем самым зарабатывая деньги.
На Сиабском рынке можно встретить цыганок, готовых погадать. На этом же рынке цыганки зарабатывают на жизнь, продавая разные амулеты и традиционные самодельные бусинки – кузмунчок. Такие же самодельные товары продают вокруг святынь в Самарканде.
Рассказы о том, что цыганки при бракосочетании клянутся содержать мужа, является ложью, говорит Садри Набиев.
«Поскольку мужчинам нельзя было входить в чей-то дом, более вероятно, что попрошайничать начали женщины», — рассказывал покойный Хол Назаров.
Сегодня многие мужчины цыгане зарабатывают на жизнь. В частности, есть цыгане, мигрировавшие в Россию и Казахстан, где они работают на погрузке, благоустройстве, заводах и фабриках. Но российская «военная операция» повлияла на рабочих мигрантов, в частности и на цыган. Бывают случаи, когда целой семьей, забирая детей из школ, уезжают на заработки на благоустроительные работы в Казахстан. Есть также много семей, которые едут из Самарканда в Ташкент, чтобы работать на пунктах сбора мусора. В самом Самарканде, в основном цыгане сортируют среди мусора пластиковые бутылки и металлолом, сдают их в пункты приема. Некоторые называют цыган «городскими санитарами».
В городе издавна «табактарошами» работали преимущественно мужчины-цыгане. Они изготавливали и продавали такие предметы из дерева ― скалки и доски для раскатки теста, кухонные доски, рукоятки кетменя, и седла.
В 90-е годы, когда евреи начали массово эмигрировать в Израиль, мастерские по ремонту обуви, которыми управляли мужчины-евреи в Самарканде перешли к цыганам и узбекам.
У 43-летнего Сохиба Мирзаева четверо братьев. Сегодня у каждого из них есть мастерская по ремонту обуви.
«20 лет я ездил на заработки в Москву. Работал на укладке асфальта, дворником, возил тачки (ручная тележка). На заработанные деньги построил дом, выдал замуж трех дочерей, провел церемонию обрезания двум сыновьям», — рассказал он.
Сохиб работает на улице от Сиабского рынка к некрополю Шахи-Зинда. Говорит, что зарабатывает по разному. Рассказывает, что вчера принес домой 45 тысяч сумов. Еще есть расходы на перевозку рабочего оборудования и склад. «Я сегодня не потратил деньги на обед», - говорит Сохиб Мирзаев (это был месяц Рамадан).
Мастер по ремонту обуви рассказал, как его однажды доставили в отделение внутренних дел. «Пришел один человек и сказал, что выпишет чек и я должен буду платить ему 350 тысяч в месяц. Я сказал, что зарабатываю немного, сам себя занял. Потом он отвел меня в милицию к самому старшему. «При мне старший поругал его со словами «кроме сапожника никого не нашел?»», — говорит Сахиб.
«Три невестки, жены моих братьев, торгуют жареной кукурузой у рыночных ворот», — сказал он. А жена Сохиба продает четки. «Но она не гадает, не делает привороты и отвороты. Оно продает четки по 5-10 тысяч сумов, вот и все».
Приехавшая из Каттакургана и привыкшая к цыганской жизни жена Сохиба в свободное время приходит к мужу.
Садри Набиев считает, что основная причина по которой цыгане отделены от общества заключается в лени нации: «Большинство наших мужчин не хотят работать, это и смешно, и правда. В соответствии с указом Президента в каждой махалле назначен помощник хокима. В нашей махалле есть Джасур ака, мы работаем вместе. Мы побывали во многих местах с этим человеком и нашли вакансии. Мы хотели обустроить несколько цыган, но они не захотели…»
Садри всей душой помогает махаллинскому сходу граждан, но его соотечественники не хотят меняться: «Здесь открыли Моноцентр. 3 месяца обучения. Я 3 года учился на сварщика. Здесь не просят аттестат, диплом, достаточно паспорта. Самое то для нашей нации. Потому что многие необразованны, не имеют аттестата, диплома. Я объяснил многим, сам привел их (у меня нет в этом личного интереса). Но, похоже, у моих соотечественников сейчас упадочное настроение и нет уверенности в себе».
Садри имеет водительские удостоверения всех категорий — на трактор, бульдозер, экскаватор. Своими руками возводил постройки в своем дворе. Он работает водителем в туристическом агентстве в Самарканде. Он интересовался изучением этих профессий заграницей, и не смог получить высшее образование, поэтому хочет обучить своих четверых детей в престижных вузах).
Теперь Садри записался на курс по управлению башенными кранами, чтобы доказать, что обучаясь в Моноцентре, можно устроиться на работу. Он также взял с собой племянника. Таким образом он хочет вселить уверенность в сердца своих соотечественников.
В махалле «Фидокорлар» среди цыган хоть и мало но всегда были и есть образованные люди.
Похищение невест
«Похищение» девушки на самом деле совершается по сговору между парнем и девушкой. 26 летний Джонибек возит тележки на Сиабском рынке. В 18 лет он «похитил» 16-летнюю девушку. До этого они общались всего 5-6 месяцев. «Она не училась в школе. Приехала из России. Она сама дала согласие. Пригнал машину, посадил ее и отвез к родственнику. Мы приехали внезапно, не предупредив заранее родственника. Такой обычай, они не удивились. В один день об этом узнали все родственники».
Сейчас у Джанибека есть сын и дочь. Говорит, что на жизнь не жалуется, зарабатывает по 50-60 тысяч в день, а перед праздником бывают дни, когда зарабатывает по 100 тысяч сумов.
У Сохиба Мирзоева после трех дочерей есть два сына, один из них похитил невесту, на которой был помолвлен. В марте прошлого года его сын обручился с дочерью младшей сестры Сохиба. Семья собиралась накопить денег и осенью устроить свадьбу. Но вскоре после помолвки молодые люди сбежали. «Жениху надоело слышать от невесты упреки о его неверности и он похитил ее. Мы были в Каттакургане. Он позвонил и сказал, что похитил невестку. Я сказал: «Молодец, сэкономил 30–40 миллионов сумов».
То, что девушка не достигла брачного возраста это одно, но главное, «похищение невесты» чаще встречается в семьях, которые не могут позволить себе свадебные расходы. Например, для 22-летней Зуннуры устроили свадьбу в 16 лет. Перед рождением первенца молодожены регистрировали свой брак в ЗАГСе. Она говорит, что выходить замуж в белом платье на свадьбе — это честь, и часть цыган не поддерживает бегство молодых людей.
Однако случаи «похищения невест» все же наблюдаются. Это приводит к социальным проблемам. Несовершеннолетняя девочка рожает дома, потому что брак не зарегистрирован в ЗАГСе. В этом случае свидетельство о рождении ребенка не получают. Детей без свидетельства о рождении до недавнего времени не принимали в школу. (В порядке исключения ученики сейчас принимаются). Вот почему сотни цыганских детей остаются неграмотными.
Рассказ 16-летней невесты, которая побеседовала с нами на условиях анонимности: «Я училась до 5-го класса, а потом меня не пустили в школу, чтобы я не сбежала. Но поскольку я не ходила в школу, я стала больше гулять по улицам. Мы с девочками говорили только об этом. Потом я стала встречаться с парнем из своей махалли. Мы сбежали. Прошло пол года, я беременна. Честно говоря, я жалею».
Гуландом Ходжаева, активистка махалли «Фидойилар», говорит, что за шесть лет ее работы, против «традиции похищения невест» проводилось ряд мероприятий.
«Мы объясняем на собраниях, посещаем дома, работаем в сотрудничестве со школой. Несмотря на это проблемы не заканчиваются. Похищенную девушку парень не трогает, пока ее родители не дадут свое согласие и не будет дан «плов примирения», несмотря на это родители не забирают несовершеннолетнюю дочь. Возвращение девушки в родительский дом считается большим позором. За мой 6-летний стаж работы только в одном случае девочку забрали родители. Семья была уважаемая, девушку похитил женатый мужчина. Вот почему они не обратили внимания на то, что скажут люди», — сказала Гуландом.
Обычно похищенной девушке не устраивают пышную свадьбу. Через неделю дают «плов примирения» на 10-15 человек. После этого читается никах и они заживут вместе.
Во время беседы с махаллинскими женщинами мне рассказали, что были случаи бегства девочек 13-14 лет. Еще одна болезненная точка вопроса – несовершеннолетняя девочка не может пойти в роддом. Разговоры о домашних родах лишь символичны. Роженицу везут в дом родственников в соседний район (Ургут, Джамбай). Там договариваются с врачами, и принимаются роды.
Выдача свидетельства о рождении незарегистрированному ребенку в последние годы несколько упростилась. Для установления материнства и отцовства, достаточно привезти двух свидетелей, а не предусмотренный законом анализ ДНК, и на этом основании выдается свидетельство о рождении.
В последние годы благодаря этому многие мальчики и девочки в возрасте от 14 до 15 лет имеют свидетельства о рождении. Из-за стоимости анализа ДНК (около полутора-двух миллионов сумов) многие оставались без свидетельства о рождении. Однако при этом возникает и вопрос: кто может гарантировать, что дети родственников не будут незаконно усыновлены.
Зачем сегодня нужен тайный язык?
Все среднеазиатские цыгане говорят на таджикском языке. Это объясняется тем, что исторически, в первую очередь, они переселялись в места проживания таджиков и со временем переняли язык, религию, обычаи таджиков.
Язык самаркандских цыган отличается от местного таджикского языка произношением и в некоторых словах заменой гласных. «Помимо таджикского языка самаркандские цыгане издавна использовали тайный язык арго, общий для среднеазиатских цыган», - писал исследователь Хол Назаров.
Существует ли все еще тайный язык? Цыганский активист Садри Набиев говорит, что где бы он ни был никогда не скрывает то, что он цыган. «Я говорю с таджиками на языке цыган, а не по-таджикски. Потому что в таджикском и цыганском языках произношение отличается на 2-3%. Цыганский язык близок к литературному персидскому языку. Зачем мне мучать себя, если собеседник понимает мой язык?»
Садри объясняет, что когда цыгане прибыли в чужую страну, образ жизни потребовал изобретения новых слов:
«Например, «варс» означает «приходи», «хоб» означает «дай», а «варсон» означает «принеси». Это тайный язык. Когда цыган выходит просить милостыню и видит, что богатый человек делает пожертвование, он не может крикнуть другому цыгану «приходи». Вместо этого говорит «варс». Но это тайный язык процентов на 20-30 от таджикского, то есть не полностью тайный. Этот язык был придуман с учетом самых важных аспектов зарабатывания денег».
Сейчас цыгане знают тайный язык с младенчества. Таджики и узбеки, которые ходят среди цыган, тоже частично им владеют. Современные цыгане свободно владеют узбекским языком. В школах, где учатся цыганские дети, есть возможность учиться в узбекских, русских и таджикских классах.
Свадьба и поминки
В сети интернет распространены видео с пышных цыганских свадеб, но ошибочно думать, что все свадьбы цыган такие помпезные. Наш эксперт Садри Набиев, говорит, что причиной больших свадеб является недальновидность.
«Например, устраивать большую свадьбу на деньги, заработанные попрошайничеством в за рубежом является невежеством. Показухой. Устраивают свадьбу, чтобы показать себя людям. Во-вторых, отсутствие собственного мнения. Допустим, я устраиваю свадьбу на 100 человек, а не на 200. Остальные деньги трачу на образование детей. Если еще останется, потрачу на путешествие. Если у человека есть знания и мудрость, то он потратит эти деньги на обучение детей или по крайней мере оставит, чтобы зимой сидеть дома, а не попрошайничать на морозе», — утверждает он.
Садри неоднократно заявлял, что цыгане — мусульмане. Традиции исламские. Даже при похищении невесты читается «никах». В других случаях идут свататься 2–3 раза. Невесту вводят в новый дом словами «Бисмиллях». Цыганские свадьбы проходят шумно, мужчины и женщины с детьми сидят за одним столом. Известно, что в свое время на цыганских свадьбах в Самарканде выступали известные артисты. В наше время обычные семьи не могут позволить себе такие свадьбы, даже без артистов.
Цыганские траурные церемонии аналогичны траурным церемониям других мусульманских народов в городе. Мужчины завязывают пояс три дня. Женщины ходят в трауре до тех пор, пока не дается плов народу.
Самаркандские цыгане до сих пор не скрывают своей обиды на создателей фильма «Шаббона» из-за сцены похорон. «Холмурод Назаров (сын ученого Хол Назарова) был председателем махалли, и я отправил его в Ташкент. Из-за этого фильма. С каким умом они сняли сцену, где покойного хоронят во дворе дома. Альхамдулиллях, мы мусульмане» — возбужденно рассказывает мой собеседник. Говоря, что не преследует цели дискриминировать другие национальности, он сравнивает: «Цыганские женщины, чуть ухаживая за собой, могли бы делать совсем «другие вещи». Наши женщины, которые не снимают с головы платок и открыто не одеваются, даже если на них навешали ярлык «нищенки», презирают проституции. Мы не отдаем младенцев в детские дома. Родителей не отвозим в дома престарелых».
Потом Садри, Аркадий Садиев и я поехали на некрополь Шахи-Зинда. Родственники Садри похоронены в месте, отведенном для цыган. Были прочтены молитвы.
Самаркандские цыгане не объединены ни в один культурно-общественный центр. Они с гордостью упоминают об ученых, знаменитостях вышедших из них. Активисты говорят, что единственным недостатком нации является неграмотность.
В 70-х годах исследование Холя Назарова показало, что в Средней Азии проживало более 30 тысяч цыган. По словам ученого, в начале 2000-х это число должно было превысить 50 тысяч человек. Текущую сравнительную цифру определить не удалось. 70 процентов цыган Средней Азии проживают в Узбекистане. Иными словами, цыгане есть во всех регионах, кроме Каракалпакстана и Хорезма.
В документах цыган их национальность записана как «цыган». Однако бывают случаи, когда они официально пишутся как узбеки или таджики, это приводит к путанице в определении численности цыган.
Мустахкам Тангриёр, корреспондент «Xabar.uz»
Перевод: Дилноза Зокирова
Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
Вход
Заходите через социальные сети
FacebookTwitter